Логические умения это


Логическое мышление - развитие логики

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

 

Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

Оглавление:

Что такое логическое мышление?

Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.

Мышление человека — это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:

1

Образно-логическое мышление

Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.

Чтобы понять, насколько у вас развит этот вид мышления, предлагаем вам пройти Тест на IQ «Прогрессивные матрицы Равена»

Тест Равена - это шкала прогрессивных матриц для оценки коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления, разработанная в 1936 году Джоном Равеном в соавторстве с Роджером Пенроузом. Данный тест может дать максимально объективную оценку IQ тестируемых людей, независимо от их уровня образования, социального сословия, рода деятельности, языковых и культурных особенностей. То есть можно с большой вероятностью утверждать, что данные, полученные в результате данного теста у двух людей из разных точек мира будут одинаково оценивать их IQ. Объективность оценки обеспечивается тем фактом, что основу этого теста составляют исключительно изображения фигур, а поскольку матрицы Равена относятся к числу невербальных тестов интеллекта, его задания не содержат текста.

Тест состоит из 60 таблиц. Вам будут предложены рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, она дается внизу картинки среди 6-8 других фигур. Ваша задача - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер правильной фигуры, выбрав из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности, в то же время усложнение типа заданий наблюдается и от серии к серии.

2

Абстрактно-логическое мышление

Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.

3

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление)— один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

На этом моменте предлагаем немного потренироваться:

 

А теперь продолжим.

Применение логики

Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.

Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:

  • Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу.
  • Мыслить быстрее и качественнее – как следствие из предыдущего пункта.
  • Лучше излагать свои мысли.
  • Избежать самообмана и логических заблуждений.
  • Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией.
  • Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.

Составляющие логического мышления

Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.

Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:

  1. Знание теоретических основ логики.
  2. Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
  3. Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
  5. Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).

Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.

Как этому научиться?

Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

Теоретическая логика, которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

Уроки логики

Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.

Урок 1. Логический анализ языка

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Урок 2. Понятие в логике

Логическое понятие — это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.

Урок 3. Определение в логике

В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Урок 4. Логическое суждение

Логическое суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.

Урок 5. Законы логики

Перед тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.

Урок 6. Умозаключение

Умозаключение — это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция - это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.

Урок 7. Силлогизмы

Этот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.

Урок 8. Типы рассуждений

В предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.

Как проходить занятия?

Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.

Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.

Дополнительные материалы

Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:

  • Логические задачи;
  • Тесты на логическое мышление;
  • Логические игры;
  • Самые умные люди России и мира;
  • Видеоуроки и мастерклассы.

А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
  • «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
  • «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
  • «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
  • «Логика». Иванов Е.А.
  • И другие.

 

Статьи о логическом мышлении

Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект» нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:

Тренинги

Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:

1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.

2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».

3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словестно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.

4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.

5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.

Цитаты известных людей о логике

О логическом мышлении высказывались многие великие люди, и вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге:

Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis).


Рене Декарт

Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью.


Дейл Карнеги

Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства.


Анри Пуанкаре

Логика – это анатомия мышления.


Джон Локк

Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований.


Джон Стюарт Милль

Мудрость – это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.


Аристотель

А теперь предлагаем приступить к занятиям.

Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!

Ксения ГаланинаЕвгений Буянов

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ — NovaUm.Ru

УДК 37.02:373.3

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Педагогические науки

Маадыр-оол Юлия Олеговна

Научный руководитель: Макарчук Я. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Ключевые слова: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ; ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ; УРОКИ МАТЕМАТИКИ; FORMATION OF GENERAL LOGICAL SKILLS; PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF GENERAL LOGICAL SKILLS; MATH LESSONS.


Аннотация: В статье рассмотрены педагогические условия формирования общелогических умений у младших школьников. Определен перечень общелогических умений: определение объектов анализа и синтеза и их компонентов, выявление существенных признаков объекта, определение соотношения компонентов объекта, сравнение, установление причинно-следственных связей, оперирование понятиями и суждениями, классифицирование информации, доказательство. Проверена эффективность выделенных педагогических условий при проведении педагогического эксперимента.

Целью данной статьи является уточнение и экспериментальная проверка педагогических условий формирования общелогических умений у младших школьников на уроках математики.

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования названо направление − формирование у обучающихся логических универсальных учебных действий. В течение последнего времени проблема общелогической подготовки школьников решается в разных аспектах исследованиями педагогического, психологического, методического характера. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий. Проблема общелогической подготовки школьников требует внимания.

Под общелогическими умениями понимают умения, необходимые в любой интеллектуальной деятельности, в отличие от специальных логических умений. Основными общелогическими умениями являются овладение действиями, выделение признаков объектов, сравнение, классификация, определение понятий, умозаключение.

В исследованиях Н. Ф. Талызиной, П. Я. Гальперина рассматривался вопрос о формировании общелогических умений, которые выступают основой обучения любому школьному предмету. Н. Ф. Талызина показывает необходимость формирования тех логических действий, которые используются в дальнейшем как средство усвоения знаний.

Формированию общелогических умений в средней школе были посвящены работы О. В. Алексеевой, И. Л. Никольской. Развитию логического мышления учащихся при обучении их математике посвящены методические работы А. К. Артемова, И. Л. Никольской, А. А. Столяра. Они разработали общие программы, содержание и отчасти методику логической подготовки учащихся в процессе освоения математики.

Известны исследования В. С. Абловой, Л. П. Борисовой, В. С. Егориной, Т. К. Камаловой, Е. П. Маланюк, Н. Г. Салминой, В. Н. Сохиной, Л. П. Терентьевой. Они работали над проблемой выделения содержания логической подготовки учащихся начальной школы. В работе В. С. Абловой выделены логико-математические понятия и комплекс заданий по их формированию. В исследовании Е. П. Маланюк выделены педагогические условия их формирования у школьников таких общелогических категорий, как понятия, суждения, умозаключения, доказательство, опровержение. Т. К. Камалова рассматривала возможное «неявное» включение логических знаний в начальный курс математики.

Актуальность данного исследования объясняется недостатком исследований по формированию общелогических умений у младших школьников, которые используются одновременно при освоении всех учебных дисциплин.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования общелогических умений у младших школьников на уроках математики.

Одна из задач исследования состояла в экспериментальной проверке эффективности педагогических условий формирования общелогических умений у младших школьников на уроках математики.

Методологической основой исследования явились концепция развития общелогических умений в психолого-педагогической теории развития личности Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и положения теории формирования основных логических умений П. Я. Гальперина, А. Д. Гетмановой, Н. Ф. Талызиной. Также мы использовали теоретико-методические положения развития логических учебных действий у младших школьников Н. Б. Истоминой, Н. В. Фетисовой.

Наше познание, начинаясь с ощущений и восприятия, переходит к мышлению. Мышление расширяет границы нашего познания. Раскрытие сущности мышления дает возможность перейти к рассмотрению сущности общелогических умений.

Развитие мышления не происходит «вообще». Мышление включает некоторые, теоретически выделяемые элементы. Такими элементами являются приемы мышления или логические приемы мышления. К ним относятся и общелогические умения. В педагогической литературе такой термин используется. Понятие «общелогические умения» не совсем совпадает с понятием «логические приемы мышления».

Н. Ф. Талызина пишет, что «все действия, входящие в деятельность учения, можно по¬делить на два класса:
а) общие (не специфические),
б) специфические» [1, с. 31].

Далее она пишет: «Общие виды познавательной деятельности (общие приемы) потому и называются общими, что они используются в разных областях, при работе с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать выполнение любой деятельности и др. К общим видам познавательной деятельности относятся и все приемы логического мышления: они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний. К числу логических приемов относятся: сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.» [1, с. 31].

К общелогическим умениям относятся умения сравнивать, подводить под понятие, выводить следствия, доказывать, классифицировать. Умение запоминать, умение быть внимательными, умение наблюдать также относятся к общелогическим видам деятельности.

Далее Н. Ф. Талызина раскрывает сущность специфических действий: «Специфические действия отражают особенности изучаемо¬го предмета и поэтому используются в пределах данной об¬ласти знаний. Примерами специфических действий могут служить звуковой анализ, сложение» [1, с. 31].

Н. Ф. Талызина, таким образом, выделила три вида действий – общие, в том числе логические как их часть, и специфические. Причем действия общие и логические находятся в отношении включения. Такая сложная структура указанных действий вызывает определенные трудности в методической реализации высказанных идей.

Содержание понятия «общелогические умения» раскрывается в соответствии и одновременно с понятием «общеучебные умения».

Сущность этих понятий рассматривается в работе Н. В. Фетисовой.

«Общеучебные умения — это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины)» [2, с. 36].

Само понятие «общеучебные умения и навыки» содержит в себе взаимозависимость эффективности их формирования от рационального проведения учебного процесса. Понимание этой взаимосвязи позволяет выделить важнейшие общеучебные умения и навыки, типы заданий и условия их осуществления.

Н. В. Фетисова выделяет четыре типа общеучебных умений и навыков: учебно-организационные умения, учебно-интеллектуальные или общелогические умения, учебно-информационные общеучебные умения и навыки, учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки.

В данной классификации общелогические умения являются составной частью общеучебных умений, что не противоречит выводам в исследовании Н. Ф.Талызиной.

Помимо психологических трактовок существуют дидактическая и методическая трактовка понятия «общелогические умения».

В работе О. Б. Епишевой определением понятия можно считать предложение: «Общеучебные приемы – приемы, не зависящие от специфики предмета математики и поэтому используемые в разных учебных предметах» [3, с. 15].

Отношение общеучебных и общелогических умений выявляется из следующего высказывания: «Эту подгруппу можно разделить на две подгруппы: 1) приемы общей (внешней) организации учебной деятельности – организация внимания, планирование, самоконтроль, работа с учебником и справочной литературой, организация домашней работы и т.д.; 2) приемы мыслительной (внутренней) деятельности – овладение и оперирование представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями [3, с. 15].

Из данного определения общелогические умения включаются в общеучебные умения.

В. С. Аблова, Л. П. Борисова, В. С. Егорина, Т. К. Камалова, Е. П. Маланюк, Н. Г. Салмина, В. Н. Сохина, Л. П. Терентьева провели исследования, которые помогли выделить содержание логической подготовки учащихся начальной школы. В отдельных исследованиях разработана система упражнений, которые направлены на развитие логической грамотности учеников.

Общелогические умения и навыки определяют четкую структуру процесса постановки и решения учебных задач. К общелогическим умениям в работе В. С. Егориной «относятся умения: определять объекты анализа и синтеза и их компоненты; выявлять существенные признаки объекта; определять соотношение компонентов объекта; проводить разные виды сравнения; устанавливать причинно-следственные связи; оперировать понятиями и суждениями; классифицировать информацию; владеть компонентами доказательства; формулировать проблему и определять способы ее решения» [4, с. 12].

Сформированность указанных умений является условием умственного, интеллектуального развития младших школьников.

В работе Н. В. Фетисовой определены следующие группы общелогических умений: 1) выделение признаков математических объектов; 2) проведение классификации; 3) построение определений; 4) простейшие умозаключения и доказательства.

А. Д. Гетманова выделила такие «группы общелогических умений: 1) выделение признаков математических объектов и оперирование ими; 2) классификация; 3) определения; 4) простейшие умозаключения и доказательства» [5, c. 156].

Сопоставление исследований этих авторов способствовало составлению перечня общелогических умений.

Последовательное формирование общелогических умений приводит к реализации задач логической подготовки младших школьников. На основе построенной системы групп общелогических умений в методической литературе были выделены педагогические условия, при которых он будет реализоваться. В исследованиях Л. С. Выготского, Ж. Пиаже установлено, что младшие школьники не способны к понятийному мышлению. Они считают, что ребе¬нок употребляет приблизительные заменяющие понятия интеллектуальные новообразования.

Однако в более поздних исследованиях установлено, что младшие школьники могут усваивать абстрактные зна¬ния (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. И. Айда¬рова, Н. Г. Салмина, В. П. Сохина и др.).

Н. Ф. Талызина выделила условия, обеспечивающие «управление процессом усвоения понятий и действий:
1. Наличие адекватного действия: оно должно быть направлено на существенные свойства. 2. Знание состава используемого действия. 3. Представленность всех элементов действия во внешней, материальной (или материализованной) форме. 4. Поэтапное формирование введенного действия. 5. Наличие пооперационного контроля при усвоении новых форм действия» [1, с.107].

В работе О. Б. Епишевой выделены следующие условия:
1. Формирование приемов учебной деятельности должно быть основой обучения учащихся знаниям, умениям и навыкам.
2. Обучение обобщенным приемам учебной деятельности должно планироваться так же, как обучение содержанию учебного предмета.
3. Выбор методов обучения должен быть тесно связан с этапами формирования приемов учебной деятельности.
4. Контроль за процессом формирования приемов учебной деятельности у учащихся должен включать в себя специальные задания на проверку их усвоения» [3, с. 18].

Также в указанной выше работе подчеркивается, что формирование общеучебных умений должно происходить одновременно с частными умениями.

Таким образом, еще одним условием формирования общеучебных умений является соблюдение в деятельности учения двух составляющих: ученик сначала должен усвоить изучаемое действие, а одновременно и действия, обеспечивающие усвоение первого с заданными свойствами.

Вся совокупность действий, необходимых для успешного усвоения новых действий, и составляет умение учиться этим новым действиям. Это и есть вторая составляющая деятельности учения.

Усвоенные ранее познавательные действия применяются не только как средство усвоения. Они могут использоваться как средство трудовой деятельно¬сти, применяться при открытии новых явлений. Также общелогические умения люди используют в дальнейшей жизни.

Н. Ф. Талызина отмечает, что «следует соблюдать следующие положения:
1. Действия, составляющие умение учиться, необходимо усвоить так же, как любые другие действия. Это означает, что все действия, входящие в умение учиться (вторая группа дей¬ствий), ранее были предметами усвоения (входили в первую группу действий).
2. Действия, составляющие умение учиться, не являются уникальными, пригодными только для учения. Они могут входить в состав других видов человеческой деятельности» [1, с. 51].

В умение учиться входят общие и специ¬фические действия. Общие виды действий включают два: психологические действия и действия, составляющие приемы логического мышления.

Выделенные в психолого-педагогической литературе педагогические условия развития общелогических умений у учащихся на уроках математики не соблюдаются в силу оторванности практики и научных исследований. В статье рассматривается один из вариантов решения этой проблемы.

При проведении опытно-экспериментальной работы по формированию общелогических умений у младших школьников на уроках математики на констатирующем этапе эксперимента было проведено диагностическое исследование уровня сформированности общелогических умений.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа» Овюрского района Республики Тыва. В педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» (экспериментальный класс) и 3 «Б» (контрольный класс) классов, обучающиеся по программе «Школа России».

В соответствии с темой исследования использовалась диагностическая методика «Определение уровня умственного развития младших школьников» Э. Ф. Замбицявичене, состоящая из 4 субтестов.

Диагностика включает в себя вербальные задания, которые подобраны с учетом требований программ для начальных классов.
1 субтест – отделение существенных признаков предметов и явлений от несущественных, выявление запаса знаний испытуемого.
2 субтест – изучение операций обобщения и отвлечения.
3 субтест – выявление способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест – изучение умения обобщать.

Представим результаты. В экспериментальном классе на высоком уровне развития общелогических умений находятся 4 (23,5%) ученика и в контрольном классе – 4 (21,1%) ученика. На среднем уровне развития общелогических умений в экспериментальном классе находятся 4 (23,5%) ученика и в контрольном классе – 5 (26,3%) учеников. В экспериментальном классе на низком уровне развития общелогических умений находятся 9 (53,0%) учеников и в контрольном классе – 10 (52,6%) учеников. На очень низком уровне владения общелогическими умениями в обоих классах учеников нет. В целом уровень развития общелогических умений в обоих классах примерно сопоставим, и характеризуется как ниже среднего.

Таким образом, установлено, что названными умениями учащиеся владеют частично. Существует проблема формирования у младших школьников общелогических умений.

Цель формирующего этапа: реализация педагогических условий формирования общелогических умений у учащихся на уроках математики.

Обучение с использованием педагогических условий и комплекса математических заданий по формированию общелогических умений у младших школьников происходило в срок с 1-го сентября 2018 года по 31 марта 2019 года.

На формирующем этапе эксперимента выполнялись задания на освоение и использование таких общелогических действий, как выделение существенных признаков понятия, сравнение объектов, выявление общего свойства группы объектов, выявление закономерностей расположения объектов в ряду, деление на классы по заданному основанию, классификация объектов, определение (описание объектов по их признакам), выполнение простейших умозаключений, доказательных рассуждений. Был использован составленный нами комплекс заданий по формированию общелогических умений.

Выполнялись такие задания, как актуализация представлений о признаках предмета, изменение признаков, выявление закономерностей в ряду, задания на узнавание предмета по заданным признакам, задания на выявление общих и отличительных признаков, описание группы фигур, построение умозаключений по аналогии, индуктивные умозаключения.

На контрольном этапе эксперимента был вновь выявлен уровень сформированности общелогических умений у младших школьников, и тем самым выявлена эффективность использования комплекса заданий по формированию общелогических умений у младших школьников на уроках математики.

На данном этапе педагогического эксперимента была использована та же диагностическая методика, что на констатирующем этапе.

Результаты диагностирования показали, что в экспериментальном классе показатели изменились в сторону повышения.

В экспериментальном классе на высоком уровне развития общелогических умений находятся 13 (76,4%) учеников, а в контрольном классе – 4 (21,1%) ученика. На среднем уровне развития общелогических умений в экспериментальном классе находятся 2 (11,8%) ученика, а в контрольном классе – 6 (31,6%) учеников. В экспериментальном классе на низком уровне развития общелогических умений находятся 2 (11,8%) ученика, а в контрольном классе – 9 (47,3%) учеников. На очень низком уровне владения общелогическими умениями в обоих классах учеников нет. В целом уровень развития общелогических умений в обоих классах отличается значимо. В экспериментальном классе он выше среднего. В контрольном классе уровень изменился незначительно и характеризуется по-прежнему как ниже среднего.

В экспериментальном классе на высоком уровне развития общелогических умений показатели повысились на 52,9%, за счет перехода учащихся со среднего и низкого уровней на высокий и средний соответственно.

Учащиеся экспериментального класса овладели такими общелогическими умениями, как выделение существенных признаков понятий, обобщение и отвлечение, установление логических связей и отношений между понятиями. Проблема формирования общелогических умений у младших школьников в экспериментальном классе частично решена.


Список литературы

  1. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
  2. Фетисова Н. В. Подготовка педагогов начального образования к формированию общелогических умений у младших школьников по математике: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск, 2010. – 23 с.
  3. Епишева О. Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
  4. Егорина В. С. Формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Брянск, 2010. – 21 c.
  5. Гетманова А. Д. Учебник по логике: книга для учителя / А. Д. Гетманова. – М.: Просвещение, 2009. – 245 с.

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

E-mail

Формирование логического мышления младших школьников через применение задач на уроках математики

На сегодняшний день, когда прогресс не стоит на месте и общество стремительно движется вперед, ему требуются люди, обладающие высоким уровнем развития логического мышления. Человек, способный логически мыслить и применять логические универсальные действия на практике способен разрешать задачи, которые перед ним ставит он сам и окружающие люди. Именно поэтому формирование логических действий нужно начинать уже с младшего школьного возраста, который является сензитивным периодом для познавательного развития личности. Кроме того, в этом возрасте на смену игровой деятельности приходит учебная, возможности которой достаточно велики в формировании мыслительных операций у младших школьников. Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствует формированию мыслительной деятельности школьников на уроках математики, является побуждение их к самостоятельной мысли. Мыслительная деятельность, связанная с созданием и обслуживанием разнообразной техники, отличается от других видов деятельности тем, что она всегда носит теоретико-практический характер. Техническое мышление происходит как оперирование техническими образами предметов, находящихся не только в статическом, но и в динамическом положении в пространстве. Формирование основ технического мышления у младших школьников является одной из самых главных проблем. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься и в настоящее время.

Концепция формирования универсальных учебных действий (далее УУД), в том числе и логических действий, является основополагающей идеей образовательных стандартов второго поколения [1], поэтому важно, чтобы учителя начальных классов организовывали учебный процесс таким образом, чтобы на уроках у младших школьников формировалось умение учиться.

Универсальные учебные действия имеют несколько функций. Одна из которых состоит в том, что учащиеся будут приобретать те знания, умения и навыки, которые можно применять в любой предметной области, т.е. в рамках изучения любой школьной дисциплины. Другая функция заключается в том, что младшие школьники научатся самостоятельно ставить перед собой учебные цели и задачи, будут организовывать процесс самообразования и саморазвития, что является отражением системно-деятельностного подхода, который на сегодняшний день реализуется в образовании [2].

Всего в УУД выделяется четыре блока действий, к которым относятся регулятивный, личностный, коммуникативный и познавательный блоки [3]. В нашей работе наибольший интерес представляет познавательный блок, в который включены логические универсальные действия.

Под логическими УУД понимается процесс организации исследовательской деятельности, которая реализуется с помощью логических операций [2]. Основными логическими действиями являются анализ, сравнение, обобщение, синтез, классификация, индукция и дедукция [4]. Важно сказать, что все эти операции выполняются не раздельно, а в совокупности, т.е. они взаимосвязаны между собой и после реализации одного действия обязательно следует другое, пока процесс исследования или решения поставленной задачи не будет выполнен.

Формирование основ логического мышления начинается в младшем школьном возрасте и продолжается в ходе формирования обобщенных логических знаний и выработки логических умений. При этом увеличиваются объём и качество понятийного компонента, происходит накопление образов в памяти, совершенствуются навыки логических действий. Очевидно, что успешность развития логического мышления зависит от мотивации самостоятельной активной деятельности обучающихся и созданных для этого условий.

В экспериментальных исследованиях, ориентированных непосредственно на изучение мыслительной деятельности, было показано, что характер мышления ребенка существенно зависит от специфики побудительного мотива (А.В. Запорожец; З.М. Истомина), от комплекса эмоционально-волевых свойств личности (О.К. Тихомиров и сотрудники), от самооценки ребенка (А.И. Липкина) и ряда других черт и качеств личности. Результаты проведенных исследований дают основание предполагать, что такого рода связь между мышлением и спецификой строения личностной сферы субъекта имеет место.

Данные операции называют универсальными по двум причинам. Во-первых, логические УУД применяются в рамках учебной деятельности. Так, при изучении русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и технологии используются такие задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Во-вторых, приобретенные логические умения могут быть использованы младшими школьниками и вне учебы, для решения задач или личных проблем, которые ставят перед они сами перед собой или их окружение. Таким образом, универсальность логических действий заключается в том, что они охватывают все стороны жизни младшего школьника.

Также особенностью младших школьников являются, чувственные основы мышления, такие как ощущение, восприятие и представление. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его.

Существует определенный алгоритм знакомства учащихся с любой логической операцией, который разработала Н.С. Подходова [7]. Следует отметить, что он базируется на теории П.Я.Гальперина [8] о поэтапном формировании умственного действия. Так, на первом этапе дети должны определиться, с каким действием они знакомятся и для чего. На втором этапе учитель знакомит учащихся со структурой конкретного логического процесса, потом они учатся применять данную операцию с помощью учителя, а на завершающем этапе уже выполняют его самостоятельно. Такое развертывание каждого логического действия позволит наиболее полно понять младшим школьникам его особенности и закрепить порядок выполнения.

Для того, чтобы эффективно сформировать логические УУД на уроках математики учителя начальных классов должны соблюдать ряд условий. Во-первых, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся при подборе заданий, т.е. все упражнения и задачи должны быть посильны учащимся, а также не нести в себе ту информацию, которая тяжело воспринимается детьми 7-11 лет или вовсе неуместна. Во-вторых, материал, который изучается детьми младшего школьного возраста, должен быть представлен не только в виде текста, но также и в формате таблиц, схем, что будет активизировать мышление детей. В-третьих, на уроках математики следует использовать вариативные логические задания, чтобы с каждым уроком интерес к подобной работе у учащихся не падал, а возрастал. В-четвертых, учителя начальных классов должны поэтапно знакомить младших школьников с каждой логической операцией, если ранее они с ней не встречались. Также следует помнить, что учащихся не нужно учить решать только сложные задачи, необходимо научить их рассуждать над простыми заданиями, где, казалось бы, ответ находится на поверхности, но для того, чтобы к нему прийти нужно выполнить ряд действий. Работая над простыми задачами, у младших школьников будет формироваться интерес к мыслительной деятельности, т.е. для них рассуждение над поставленным вопросом не будет механическим решением поставленной задачи, а будет интересным и полезным занятием. Еще Эдвард де Боно [9] говорил о том, что мыслительная деятельность должна быть не скучным и принужденным процессом, а добровольной активностью детей.

Кроме того, большую роль в формировании логических действий у учащихся младшего школьного возраста играет развитие речи. Это объясняется тем, что при ответе на поставленный вопрос или при выполнении предложенных заданий, учащиеся должны уметь объяснить решение и аргументировать свою точку зрения. Именно поэтому, учителя начальных классов должны подбирать такие задания, которые требуют устного рассуждения учащихся, что значительно бы расширило словарный запас, а значит, способствовало формированию логических операций. В связи с этим мы выдвинули предположение, что формирование логических УУД у младших школьников на уроках математики будет проходить успешнее, если для этого применять вариативные логические задания, проводить «логические пятиминутки», а также организовывать разные формы работы учащихся.

При рассмотрении проблемы мы провели педагогический эксперимент, который проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Целью данного эксперимента было выявить истинность выдвинутого предположения.

Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Отличие заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задания поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

В начальном обучении математике велика роль задач. С ними ребёнок встречается с первых дней занятий в школе. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления, речи. Умение решать логические задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Такие задачи являются основным средством формирования основ логического мышления младших школьников.

На основе теоретических аспектов формирования основ технического мышления младших школьников в начальном курсе математики был разработан сборник логических заданий, применяемых в начальной школе. Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий, учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики будет проходить успешнее, если в рамках уроков проводить «логические пятиминутки», использовать вариативные упражнения, направленные на формирование логических операций, а также применять различные формы работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., № 373, в ред. приказов от 22 сентября 2011г., № 2357.
  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. –М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
  4. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. 5. Родыгина, О.А. Формирование универсальных учебных действий в школьном курсе «География России» [Текст] / О.А. Родыгина // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 7.
  5. Битянова, М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова. – Самара: Учебная литература, ИД Федоров, 2013. – 96 с.
    С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
  6. Подходова, Н.С. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий [Текст] /Н.С. Подходова, Е.Ф. Фефилова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. №4.
  7. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: учеб. издание. [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 400 с.
  8. Боно, Э. Научите себя думать. Самоучитель по развитию мышления [Текст] / Э. Боно; пер. с англ. Д. Я. Онацкая. – Мн.: Попурри, 2005. – 288 с.
  9. Чекин, А.Л. Математика: 3 класс: Учебник в 2-х частях, часть 2 [Текст] / А.Л. Чекин, под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2016. – 160 с.

Что мамам и папам надо знать про одаренность и логическое мышление у детей

Чем коза отличается от капусты? Что общего у Шерлока Холмса и Леонардо да Винчи? Как мыслят одаренные дети? Когда развивать логическое мышление? Об этом "РГ" рассказала Анна Белошистая, доктор педагогических наук, профессор кафедры математики, физики и информационных технологий Мурманского арктического госуниверситета, автор книг по развитию математических способностей и логического мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Анна Витальевна, логика у ребенка - это от рождения или от обучения?

Анна Белошистая: Целенаправленных исследований в этой области практически нет. Очень многие, в том числе и учителя математики, полагают, что это природный дар: у одних - есть, и их значительное меньшинство. У других - нет, их большинство. При этом нет смысла спорить, что с умениями человек не рождается, а логика - это умение правильно мыслить. Человек рождается с рефлексами - и только. Умения - это достояние культурного развития человека: от умения варить борщ до умения пользоваться гаджетами и так далее. Однако разные умения формируются легче и быстрее в соответствующем возрасте. Например, если ребенок не будет учиться говорить в 2-4 года, то он сам не заговорит. Если ребенок не обучится прямохождению в 3-4 года, то он может не встать на две ноги вообще. В мировой практике известны жестокие эксперименты, подтверждающие эти факты. Конечно, умение доказывать не относится к таким жизненно-необходимым, как речь или прямохождение. Но то, что человек, не обученный умению делать выводы из исходных данных на основе использования логических "конструкций", сам не научится это делать, у меня сомнений нет.

Хотя нет правил без исключений. Учить логике Леонардо да Винчи смысла не было, но 99 процентов других детей учить логике нужно. Но для этого нужно самому владеть умением логически мыслить. К сожалению, 95 процентов наших педагогов детских садов этого умения не имеют, да и большинство родителей - тоже. При этом абсолютное большинство взрослых людей твердо убеждены в том, что уж они-то мыслить логически умеют. Есть исследования, показывающие, что если к 15-16 годам логическое мышление не сложилось, то дальше с его развитием будет тяжко. Развивать логическое мышление "с чистого листа" у взрослого человека практически невозможно.

Интересно, одаренные дети мыслят логически?

Анна Белошистая: Они мыслят креативно. Креативность либо есть, либо ее нет. Не так давно в психологии появилось понятие "дивергентности" - это способность человека выдать различное количество решений, основанных на одних и тех же данных и при этом как способы решения, так и результат, могут быть разными, но верными.

Но дивергентность у детей не "проявляется", если ее "проявление" не подготовить. По моему убеждению, дивергентность - начало креативности, тот "золотой ключик", которым можно открыть волшебную дверь. А влиять на развитие дивергентности уже можно. Сложность в том, что развивать дивергентность у ребенка может только тот взрослый, который сам ею обладает. Поэтому дивергентные задания часто непонятны взрослым, а детям понятны. Особенно одаренным.

В качестве "взрослого" примера обычно приводят знаменитую задачу Ландау. Он предлагал ее тем, кто хотел стать его аспирантами и брал только тех, кто мог внятно ответить. "Продолжи ряд О, Д, Т, Ч, П, Ш……". Ответы могли быть разными. Попробуйте дать свой.

Ребенок говорит родителям: "Давайте рассуждать логически..." Как думаете, это просто фигура речи или ребенок уже действительно научился связывать мысли и слова в цепочки?

Анна Белошистая: Думаю, фигура речи.

В Уральском педуниверситете недавно провели исследование разных видов мышления у дошкольников. В эксперименте участвовала тысяча детей. Оказалось, хуже всего дела обстоят с логическим мышлением. Только 16 процентов смогли найти недостающие картинки в цепи. Что не так с логикой?

Анна Белошистая: Я не знаю, какого рода цепь картинок предлагалась. Эти последовательности могут быть составлены на разных принципах и многое зависит от того, насколько понятны ребенку изображения и сами принципы. Но то, что Вы называете "логическим" и результат 16% - это как я догадываюсь - понятийное мышление (его еще называют иногда абстрактно-логическим). Этот вид мышления в большинстве случаев более-менее складывается годам к 14-15. Если вообще складывается. На сегодня ситуация такова, что понятийное мышление, без которого невозможно полноценное освоение любой науки, не складывается на должном уровне даже у большинства студентов. Понятийного мышления не может быть в полноценном виде у ребенка дошкольного возраста. НО! Уже в этом возрасте могут быть заложены будущие ошибки в систему формирования понятийного мышления. Иногда это провоцируют так называемые "развивающие логику" материалы, которыми пользуются родители. Когда обобщения делаются не на основе понятий, не на основном свойстве, а на несущественных признаках. И ребенок начинает лихо комбинировать "козу с капустой", оба слова ведь начинаются на букву "К", не отделяя второстепенных признаков от основных. И привыкает к этому. Так что многое зависит от того, кто и как ребенка учит.

Все ли дети способны логически мыслить? Если нет, то можно ли развить эти способности?

Анна Белошистая: Развивать логические способности можно и нужно. Помешать в той или иной мере может только умственная отсталость. Но, конечно, нужно понимать, что уровень логического мышления у всех будет разный. Всех сделать Шерлоками Холмсами невозможно. Но приучить к основам можно всех.

Давайте дадим подсказки родителям: когда надо начинать, что поможет развитию логического мышления? Сочинение историй, решение нестандартных задач, мозговой штурм какой-то сложной ситуации вместе с родителями? Что-то еще?

Анна Белошистая: Начинать можно в любой момент, но желательно до 5-6 лет. Не скажу, что после трех уже поздно, но лучше начать в 2-3 года. В начальной школе сформированные основы логического мышления очень выручают ребенка: даже если он не особо старательный ученик, он будет всегда "на плаву". Именно за счет логики. Все, что вы перечислили, - это мелочи, которые не повредят, но особой пользы не принесут. А вот эти задания могут помочь. Попробуем?

Пояснения для родителей: при выполнении заданий просим ребенка рассуждать вслух, так как в зависимости от подхода задания могут быть выполнены по-разному. В задании 1 только верхний ряд кружков будет закрашен однозначно по образцу. А вот во втором ряду только для первого кружка будет однозначный вариант (желтый-красный). А вот три остальных могут быть закрашены по-разному, в зависимости от того, куда их будет мысленно поворачивать ребенок. Такой же подход - в задании 3.

Развитие логического мышления детей

Хорошо развитое логическое мышление — это способность проанализировать любую задачу и сделать правильные выводы, без этого навыка ребенку будет просто не обойтись не только на уроках математики и физики, но и в повседневной жизни. Уделять внимание развитию логического мышления у детей нужно уже в возрасте 3−6 лет, и родителям ребенка следует знать, что он обязательно должен уметь делать в этом возрасте. В развитии детской логики помогут увлекательные игры и упражнения, разработанные специально для дошкольников.

Роль и развитие логики у дошкольников

Логическое мышление — процесс очень сложный и крайне необходимый для нормального психического, физического и социального развития ребенка. Его роль в жизни детей колоссальна. Благодаря логике дети способны анализировать ситуации, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Логика является базой для важнейшего жизненного навыка — осмысления задачи и ее последующего эффективного решения.

В основе логического мышления лежит мышление образное. Его формирование начинается в возрасте 2,5−3 лет и продолжается на протяжении многих лет. Очень важно все это время поддерживать благоприятные условия для развития детской логики. Чем больше информации об окружающем мире получает ребенок, тем выше вероятность интенсивного и продуктивного развития логического мышления.

Огромное значение для процесса формирования логики имеют специально разработанные упражнения и задачи. Представленные в форме игр и интерактивных заданий, они привлекают детское внимание и эффективно развивают навыки логического мышления у детей в возрасте 3−6 лет.

Развиваем детскую логику

Существующие методики развития логического мышления у детей включают в себя головоломки, загадки, различные упражнения. Оформлены они как игры, т.к. в дошкольном возрасте дети наилучшим образом воспринимают информацию, представленную в виде увлекательных задач.

Обратите внимание на следующие категории заданий и упражнений:

  • Классификации. Дети должны научиться распределять имеющийся материал по нескольким группам, определив предварительно классифицирующий признак. Например, можно воспользоваться карточками с животными и попросить ребенка их разбить на несколько групп. Признаков может быть несколько — домашние и дикие животные, хищники и травоядные и т. д. Чтобы упростить задачу детям 3−4 лет, озвучьте признак, по которому они должны распределить предметы. Дети 5−6 лет могут это сделать уже самостоятельно.
  • Определение закономерностей. Школьникам часто на уроках математики дают задание — продолжить ряд цифр, установив заданную закономерность. Аналогичную задачу могут выполнить и дети до 6 лет, только закономерность должна быть простой. Малышам младше 5 лет можно предложить и другие, более понятные и наглядные задания — определить, что за чем следовало, дорисовать забор или воздушные шарики, используя чередования цветов в определенной последовательности и т. д.
  • Найти лишнее. Предложите ребенку ряд слов и попросите найти одно лишнее слово, не подходящее по классификационному признаку. Вместо слов можно также использовать картинки — этот вариант предпочтителен для детей 3−4 лет, т.к. им проще воспринимать информацию, представленную визуально.
  • Лабиринты. Игры типа «Помоги зайчику найти дорогу к норке» очень полезны для развития образно-логического мышления. Поиск единственно верного пути тренирует концентрацию внимания, память и аналитические способности ребенка.
  • Съедобное-несъедобное. Эта детская игра с мячом учит ребенка соотносить слова/образы с конкретным признаком. Вариаций игры множество — можно даже играть в нее без мяча, просто называть разные слова и спрашивать у ребенка, съедобное или несъедобное.
  • Умозаключения. По мере взросления ребенок способен выполнять все более сложные задания. Например, в 6 лет можно предложить ему небольшие математические задачки, в процессе решения которых необходимо проводить анализ имеющейся информации.


Сегодня логические упражнения для детей легко можно найти на образовательных сайтах. Также можно подарить ребенку книжки с задачками и игрушки-головоломки — лишь бы ему самому было интересно заниматься.

Развивать логическое мышление следует и просто в повседневном общении. Гуляя по парку, рассказывайте ребенку историю-небылицу — он должен найти в рассказе несоответствие. Убирая на кухне, попросите его разложить столовые приборы по ячейкам — он сможет сравнивать их по форме и классифицировать по этому признаку.

Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте родители могут активно тренировать способности ребенка к логике. И помните, что ребенку для развития логического мышления нужно не только выполнять соответствующие задания, но и расширять кругозор, получая ежедневно новые интересные знания.

Как вы думаете, насколько важно уже в дошкольном возрасте развивать детскую логику? Знакомы ли вы с эффективными методиками? Делитесь опытом в комментариях к статье.

Логические универсальные учебные действия - Курсовая работа

Введение        

Настоящее исследование посвящено теме «Формирование познавательных логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения  решению текстовых задач разными способами»

Актуальность исследования. Согласно новым нормативным документам, Закону об образовании в Российской Федерации и Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения, одной из главных задач школьного образования становится развитие системы универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. 

Понятие «универсальные учебные действия» (далее УУД) определяется как совокупность обобщенных действий учащегося, обеспечивающих способность субъекта к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к сознательному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. На основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.И. Леотъев, Д.Б. Эльконин), лежащего в основе концепции развития универсальных учебных действий исследователями были выделены четыре основных блока УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и  познавательные [2]

В  методических материалах, разработанных данной группой авторов, рассматривается  вопрос о роли самого учащегося в учебном процессе. Активность обучающегося считается основой достижения развивающих целей обучения, в процессе которого знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе его активной познавательной  деятельности.

Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе универсальных учебных действий, позволяющих достигать метапредметных результатов. Среди метапредметных универсальных  учебных действий особое место для младших школьников имеют познавательные логические УУД, т.к. именно от их становления зависит результат всего последующего образования.

 На уроках математики задачи являются основным средством развития у детей логического мышления, формирования умения выполнять анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями. В первую очередь это связано с тем, что текст задачи отображает реальные ситуации повседневной жизни человека [21].

Обучение решению задач различными способами имеет особое значение, так как, решая задачу различными способами, «…мы раскрываем возможность различных способов рассуждений,  которые приводят к одному и тому же результату, возможность сравнения этих способов, и развивающий эффект задач зависит как от числа решенных задач, так и от того, какие задачи мы решаем и как мы их решаем» (А.А. Столяр) [17, с. 5].

Правильное использование различных способов решения задач на уроках математики имеет положительное влияние не только на развитие мышления детей, но и на формирование их личности [15].

Большую ценность умения решать задачи разными способами имеют не только нахождение рациональных способов решения, но и все других способов решения. Так как для ученика наиболее легким, доступным и понятным может являться нерациональный с математической точки зрения способ. Знание учащимся, что большинство задач можно решить разными способами имеет огромное влияние на возможность  самостоятельного поиска решения. Если учащийся затрудняется в решении, и при этом знает, что можно найти другие способы, он не откажется от решения данной задачи, а будет искать любой доступный его пониманию способ решения задачи [18].

Объект исследования: процесс формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении начального курса математики.

Предмет исследования: методические условия формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач разными способами.

Цель исследования: выявить методические условия, способствующие эффективному формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач разными способами.

Развитие навыков логического мышления с раннего возраста

Школьное образование крайне необходимо каждому молодому человеку, познающему мир и окружающую действительность. Однако бывает и так, что некоторые области науки, несмотря на то, что они являются особо важными, преподаются неадекватно или в короткие сроки. Логика принадлежит им. Несколько часов занятий математикой в ​​неделю недостаточно для развития навыков логического мышления на достаточно высоком уровне.

Логические и математические способности развиваются у детей с первых дней после рождения. Взяв в руки отдельные предметы, ребенок рассматривает причинно-следственные связи. Следующим шагом является распознавание форм. Дети в несколько лет начинают считать. Чаще всего тогда они находят большую радость в счете, в простых математических действиях. Позже они распознают символы и могут выполнять действия без помощи мелков или других предметов. Здесь многое зависит от родителей и педагогов, так как может оказаться, что слишком быстрое перемещение между этапами логического развития может отбить у детей охоту к дальнейшему обучению.

Обучение через игру — отличный способ развить логическое мышление у детей, школьников и тех, кто постарше. Стоит предложить игры, которые учат анализировать данные и делать выбор. Математические концепции и решения должны быть получены путем независимых исследований. Прежде всего логическое мышление развивают проблемные задачи и ребусы.

Пазлы со спичками и животными особенно понравятся самым маленьким.Как передвинуть три спички так, чтобы рыбка поплыла в другую сторону? Вы можете найти похожие головоломки в разделе головоломки со спичками.

Каждый из нас должен как можно больше и с интересом тренировать навыки логического мышления. Тем более, что такие занятия доставляют массу радости и удовлетворения вне зависимости от возраста. Математика в школе больше не будет чем-то страшным. У каждого есть шанс стать Омнибусом в своей среде, нужно только хотеть и тренироваться (например, решая головоломки в блоге! 😉 самые маленькие могут начать с потешек и пазлов про животных из спичек).

Гостевая статья, опубликованная Omnibusik.pl
(предложения репетиторов со всей Польши)

.

Логическое мышление и умение решать задачи — основа обучения программированию. Сначала не нужны дорогие компьютеры - Все новости

Программирование должно стать третьим языком, к которому будут относиться наравне с родным языком и иностранным языком, - подчеркивают эксперты Funtronic. С сентября этого года ученики первых, четвертых и седьмых классов учатся программировать. В некоторых школах нет для этого соответствующего оборудования, но это не помеха.Во-первых, научите ребенка логически мыслить и решать задачи. В дошкольном образовании он даже важнее компьютера, - оценивают воспитатели.

- Польские школы могут себе позволить внедрять новые технологии, хотя мы убеждены, что не хватает оборудования. Дело не в самом железе, а в готовности использовать новые технологии. Вопрос не в том, готовы ли мы, а в том, хотим ли мы этого. Мы просто должны использовать новые технологии.Вам предстоит обратиться в виртуальный мир, который для ребенка является параллельным миром , - подчеркивает в интервью информационному агентству Newseria Анджей Печ, педагог и эксперт технологической компании Funtronic, создающей интерактивные средства обучения и решения для образования.

Согласно «Рамочному каталогу цифровых компетенций», опубликованному министерством, в Польше насчитывается около 12 миллионов людей, лишенных доступа к цифровым технологиям и не имеющих доступа к новым технологиям. Самая распространенная причина неиспользования цифровых технологий — отсутствие соответствующих навыков.Каждый пятый поляк никогда не пользовался Интернетом. Это также относится к детям и подросткам. Согласно отчету Edu-Tech за 2016 год, который основан на данных Евростата, Польша находится в нижней части стран ОЭСР по цифровым компетенциям учащихся. Процент молодых людей, написавших хотя бы одну программу на специализированном языке программирования, составляет в Польше 14%, а в Финляндии, например, почти 40%.

- Есть много учеников, которые создают вещи с помощью компьютера или Интернета, которые уже программируют, но известны только в своей узкой среде, не хвастаются этим на школьном форуме.Идея состоит в том, чтобы достучаться до этих студентов, чтобы показать, что мы можем - если мы это сделаем, мы можем быть удовлетворены на данном этапе, но нам нужно сделать еще один шаг. Образование, связанное с обучением программированию, должно стать общим, чтобы каждый мог попробовать и принять в нем участие, чтобы их было не просто единиц, — убежден педагог и эксперт технологической компании Funtronic.

В отчете Всемирного экономического форума за 2016 г. указано, что 65 процентов дети, которые начинают начальное школьное образование, в будущем будут работать по профессиям, которых пока нет на рынке, связанных с новыми технологиями, цифровизацией и искусственным интеллектом.

- Идея состоит в том, чтобы научить детей общаться с машиной. Наши ключевые компетенции включают общение на родном языке и на иностранных языках. На мой взгляд, третий язык, который мы должны учить, — это общение с машиной. С другой стороны, самых маленьких нужно учить открытости к изменениям, творчеству, принятию вызовов, пересечению границ, а не шаблонным действиям. Если у нас будут такие подготовленные молодые люди, когда появятся новые профессии, они смогут взять их , - объясняет Анджей Печ.

Как подчеркивает воспитатель, учиться можно начинать в детском саду. Тем более что, как показали различные программы и проекты, так маленькие дети быстро усваивают знания в области новых технологий. Очень важно, чтобы обучение проходило в привлекательной форме.

- Наше предложение состоит в том, что сначала это должно быть обучение в движении через игру, и только потом мы можем вводить все более и более сложные задачи и обучать конкретно, более программно. Дети принимают такие вызовы и очень охотно к ним присоединяются.Это образование немного отличается от того, что было раньше, здесь нет рабочих листов и учебника, но есть развлечение в космосе, использование различных устройств и, прежде всего, чувство свободы действий - вам нужно устраивать образовательные ситуации в такой таким образом, чтобы в конце ребенок увидел, что он смог создать что-то, что является эффектом. Это ключ к обучению программированию привлекательным и эффективным способом, - отмечает Анджей Печ.

С сентября этого года программирование включено в базовую программу общего образования начальной школы.Количество ИТ-часов с 4-го класса также увеличилось на треть, с 210 до 280. Компьютерные классы часто недостаточно оснащены. Однако, как утверждает эксперт, нехватка компьютеров не должна быть проблемой.

- Все для того, чтобы научить ребенка логически мыслить и решать открытые задачи. Это можно начать без компьютеров, создавая различные обучающие ситуации, в которых ребенок может, например, создавать коллекции, кодировать и декодировать. Эти простые навыки важнее на первом этапе, чем сама работа с компьютером.В какой-то момент должно появиться оборудование, чтобы показать, что эти проблемы можно решать более широко , - объясняет Анджей Печ.

.

EDUNEWS.PL - портал о современном образовании

Какие навыки имеют решающее значение для развития ребенка и эффективной подготовки к взрослой жизни? Детский возраст характеризуется быстрым темпом развития ребенка и любознательностью по отношению к миру. В призме этого развитие ключевых навыков, таких как: логическое мышление, решение проблем, эффективное общение, сотрудничество в команде, планирование работы и осознанное управление процессом развития и обучения, позволяет ребенку достичь успехов в учебе.

Поэтому перед учителями встает новая задача – мотивировать и поддерживать своих учеников в этом очень важном процессе эффективного развития и обучения, создавая возможности для самореализации и атмосферу радостных детских переживаний. Следует помнить, что учебный процесс ребенка должен быть приспособлен к зоне его ближайшего развития , т.е. его потребностям и возможностям.

Почему стоит сосредоточиться на развитии этих навыков?

Развитие навыков для эффективного обучения , включая процесс логического мышления , помогает вашему ребенку глубже понять знания и позволяет ему больше узнать об окружающем мире.Этот процесс мобилизует ребенка планировать свою работу, мыслить творчески и отражать приобретенные навыки обучения в повседневной жизни. Детям необходимо выработать стратегию мышления, поскольку она позволяет углубить их понимание предмета, помогает мыслить более гибко, анализировать проблему и находить для нее наилучшие решения. Эти навыки необходимы как в детском саду и школе, так и в повседневной жизни.

Как мы можем помочь вам освоить ключевые навыки для развития вашего ребенка?

Эффективный процесс обучения, в том числе развитие логического мышления, требует от преподавателя использования соответствующих средств. Их использование позволяет направить внимание ребенка на определенную тему, цель или элемент целого. Это также помогает ребенку развить полезную привычку к систематическому и творческому мышлению. Чем более сознательно они используют инструменты, тем лучших результатов обучения они добьются.

Детство – оптимальный момент приобщения ребенка к общественному и социальному пространству, а также обучения эффективным инструментам для решения различных задач. По мнению Выготского, дети должны как можно раньше научиться пользоваться умственными культурными инструментами , потому что они дадут ему возможность руководить процессом развития и познания мира.Если ребенок усвоит этот навык, он сможет развить всесторонние способности и добиться успехов в учебе.

Средства, поддерживающие процесс эффективного обучения и развивающие способность к логическому мышлению

Соответствующим предложением являются TOC мыслительных инструментов, которые представляют собой облако , логическую ветвь и амбициозное дерево целей . ТОС (Теория ограничений) — программа, позволяющая выявлять и управлять ограничениями в окружающем нас мире (под ограничениями понимаются факторы, замедляющие достижение целей).Основателем TOC является доктор Элиягу М. Голдратт - физик, бизнес-лидер, автор многочисленных публикаций и основатель фонда TOCfE (TOC для образования, 1995 г.), продвигающего программу по всему миру. Почетным президентом TOCfE является Кэти Суеркен (США).

Программа TOC поддерживает детей в процессе приобретения способности ясно общаться с другими, определять и выражать свои собственные потребности, преследовать цели и предсказывать последствия событий, связанных с принятыми решениями, с использованием инструментов логического мышления, таких как логическое ответвление, облако и амбициозное дерево целей.Его задача — подготовить детей к принятию решений и ответственности за них, настойчиво добиваться целей, развивать уважение и эмпатию. Он настолько универсален, что мы можем использовать его как в детских садах, так и в школах (в том числе в работе с детьми, которые еще не умеют читать и писать), а также в работе с детьми, подростками, взрослыми и людьми с ограниченными возможностями I. Изначально , ТОС использовалась в бизнесе, в т.ч.в. в крупных корпорациях, таких как: General Motors, Philips, Procter & Gamble, Boeing или Ford Motor Company. В настоящее время она также функционирует как образовательная программа в 21 стране, на пяти континентах, и ее уже реализуют около 100 000 педагогов и 8 миллионов детей.

Подробнее о ТОС на конференции

Эксперты со всего мира расскажут об эффективных методиках эффективного обучения и развития навыков логического мышления в ходе 13-й Международной образовательной конференции Думаю - Понимаю - Знаю.Применение техник TOC в обучении , которое состоится в Плоцке в конце октября. Подробная информация и РЕГИСТРАЦИЯ на www.konferencjatoc.pl. Дополнительную информацию можно найти на сайте: www.tocdlaedukacji.pl.

Рекомендуем полную статью Дороты Каминской, опубликованную в сентябрьском номере журнала «Ближе к детскому саду» [ссылка]

.

Логика | Симпедия | Фэндом


Логика

Дети играют в шахматы.

Логика ( Логика ) — один из базовых навыков, который можно развивать в играх The Sims , The Sims 2 , The Sims 3 и The Sims 4 . Чаще всего требуется для успешного развития в определенных профессиях.

Симс

Логика сочетает в себе умение делать выводы с организованностью.Это особенно важно, если вы выбираете карьеру ученого или врача. Игра в шахматы значительно развивает этот навык

Здесь этот навык впервые появляется, но под названием Логическое мышление , и, как следует из его описания, он очень полезен в карьере ученого и врача. Вы можете быстро расширить его, играя в шахматы или глядя в телескоп.

Симс 2

Логика сочетает дедуктивные и организаторские способности.Симы могут развивать этот навык, играя в шахматы или используя телескоп. Логика полезна в медицинской и научной карьере. Это хороший навык для развития ленивых симов.

Симы развивают этот навык, играя в шахматы и наблюдая в телескоп. Другой способ — читать книги. Логика очень полезна в медицинской и научной карьере.

Симс 3

Разум над материей.Успешное применение логики для решения сложных задач и погружение в науку и истину — вот цели, которые [имя Сима] ставит перед собой в своих исследованиях логики. Играть в шахматы, смотреть на звезды и книги — хорошее начало, но путешествие по логике долгое, извилистое и иногда опасное!

Чтобы изучить логику, вы можете найти в научной лаборатории опцию . Пройдите курс навыков: Логика или сходите в книжный магазин и купите три книги.Другими способами научиться этому навыку являются игра в шахматы, просмотр в телескоп или создание зелий на столе химической лаборатории Катализ (в приложении Поколение ).

Логика помогает в игре в шахматы и создании зелий, а также в карьере Ученого, Доктора, Детектива, Полицейского. Если у нас установлен пакет расширения The Sims 3: Four Seasons, это увеличивает вероятность прибытия инопланетян. Логика также помогает детям и подросткам выполнять домашние задания.

Персонажи с чертой Компьютер, Гений и Проницательность быстрее развивают логику.

Вызовы

Грандмастер
гроссмейстеров достигли пятого уровня в шахматных соревнованиях. Они сидят на троне и смотрят на своих поверженных жертв. Те, кто играет в шахматы с гроссмейстерами, намного быстрее совершенствуют свою логику и шахматные навыки.
Исследователь неба
20 - Исследователи неба открыли как минимум столько же небесных тел с помощью телескопа.Их обширные знания о небе позволяют им говорить о звездах со своими друзьями и соседями.
Необыкновенный учитель
Выдающиеся учителя потратили не менее 20 часов. обучение детей и студентов. По этой причине они обучают других гораздо эффективнее.
Профессор навыков
Профессора навыков потратили не менее 30 часов. обучение других симов навыкам. По этой причине они обучают навыкам гораздо эффективнее.
Магистр химии
Мастера химии открыли 10 эликсиров.Изучив все возможные эликсиры, они могут создавать эликсиры по более низкой цене! 90 100

Статистика

90 120
  • Шахматный рейтинг:
  • Высший ранг побежденного соперника в шахматах:
  • Шахматный рекорд:
  • Количество открытых небесных тел:
  • 90 121 Количество обученных симов: 90 122
  • часов обучения детей:
  • часов, потраченных на обучение симов навыку:
  • Количество приготовленных зелий: [TS3P]
  • Обнаружены эликсиры: [TS3P]
  • Рекордные домино: [TS3ZG]
  • Способности

    В The Sims 3 симы могут разблокировать некоторые новые способности с правильным уровнем логики.

    Уровень Способность Информация
    3 Обыскать галактику Позволяет симам открывать и называть звезды в обмен на симолеоны.
    5 Научите детей Позволяет симам учить детей.
    10 Обучайте симов навыкам Позволяет симам обучать других симов навыкам, которыми они овладели.

    Симс 4

    В этой части игры логика хорошо поддерживается чертой Genius , которая иногда переводит симов в состояние фокуса , что способствует развитию логических навыков.

    Приобретение логики необходимо для выполнения стремления Braincar . Этот навык также очень полезен при развитии определенных профессий.

    .

    Смотрите также